Н. Н. Асеев «Илья», «На заставе богатырской» (4 класс) : конспекты уроков по литературному чтению. – Текст электронный // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России : сайт. - URL: https://infourok.ru/konspekti-urokov-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-n-n-aseev-ilya-na-zastave-bogatirskoy-klass-2270703.html (дата обращения: 17.12.2019).

Конспекты уроков по литературному чтению на тему:
Н. Н. Асеев «На заставе богатырской», «Илья» (4 класс)

Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 89-93

Тема: Читальный зал. Н. Асеев «На заставе богатырской»

Педагогические цели:

Планируемые результаты образования:
Предметные: Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.
Личностные: Оценивать поступки героев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: Сопоставлять фольклорных и литературных героев.
Познавательные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.
Коммуникативные: Читать по ролям произведение. Внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Образовательные ресурсы: Технологическая карта урока №37

Основные этапы организации учебной деятельности:
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент):

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:

Словарная разминка (найди пояснение)
Застава – Атаман – Есаул – Дружинники – Степь Цисарская – Бить челом – Платить пошлину (Находят лексическое значение слов).

III. Постановка учебной задачи:

На доске вы видите портрет писателя. Это Николай Николаевич Асеев.

Тема урока: Стихотворение Н. Н. Асеева «На заставе богатырской».

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи на данный урок:
1) Познакомиться … (со сведениями из биографии Н. Н. Асеева).
2) Прочитать ... (Н. Н. Асеева «На заставе богатырской»)
3) Проанализировать … (это произведение).
4) Учиться… (выразительно читать новое произведение).

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения):

1. Чтение сведений о Н. Н. Асееве

2. Первичное восприятие произведения Н. Н. Асеева «На заставе богатырской»

- Где происходят события?

Дети рассказывают о Н. Н. Асееве, выделяя особенно заинтересовавшие их детали. Слушают текст. Отвечают на вопрос. (События происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов).

V. Первичное закрепление:

1. Работа по вопросам к тексту.

а) Почему собрались богатыри на заставе? Ответьте словами из текста.

(Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу»).

б) Расскажите об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясните, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню.

в) Какие качества Ильи проявились во время боя?

г) Как изменилось отношение врага к Илье Муромцу?

- Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного.

- Понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

- Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону):

Работа с текстом.

- Сравнить богатырей (Илья - Чуженин) по плану:

1. Поведение. 2. Настроение. 3. Сила.

Работают (в паре) с текстом отмечая реплики по плану.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение:

- Каким видят Илью Муромца народные сказатели?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог):

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

IX. Домашнее задание. Подобрать книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.


Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 88-89

Тема: Читальный зал. Н. Асеев «Илья»

Педагогические цели:

Планируемые результаты образования:
Предметные: Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.
Личностные: Оценивать поступки героев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: Сопоставлять фольклорных и литературных героев.
Познавательные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.
Коммуникативные: Читать по ролям произведение. Внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Образовательные ресурсы: Технологическая карта урока № 36

Основные этапы организации учебной деятельности:
Содержание педагогического взаимодействия:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Словарная разминка (найди пояснение):
Саврасый – Стольный – Потворствовать (Находят лексическое значение слов).

III. Постановка учебной задачи.

На доске вы видите портрет писателя. Это Николай Николаевич Асеев

Тема урока: Н. Н. Асеева «Илья».

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи на данный урок:
1) Познакомиться … (со сведениями из биографии Н. Н. Асеева).
2) Прочитать ...(Н. Н. Асеева «Илья»)
3) Проанализировать … (это произведение).
4) Учиться … (выразительно читать новое произведение).

IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Чтение сведений о Н. Н. Асееве

2. Первичное восприятие произведения Н. Н. Асеева «Илья»

- Чем похож Илья Муромец, о котором написал Н. Н. Асеев, на былинного богатыря?

Дети рассказывают о Н. Н. Асееве , выделяя особенно заинтересовавшие их детали. Слушают текст. Отвечают на вопрос.

V. Первичное закрепление.

Работа по вопросам к тексту.

- Объясните смысл выражения: «Так проехал он по времени».

- Поразмышляем над шестой строфой стихотворения (с. 88):

Так проехал он по времени, по стране во все концы; у его стального стремени встали новые бойцы.

Размышляют, отвечают на вопрос.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Работа с текстом.

- Сравнить Илью А. К. Толстого и Н. Н. Асеева

Работают (в паре) с текстом отмечая чем похожи и чем различаются персонажи.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, что хотел показать автор этим произведением нам читателям?

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

IX. Домашнее задание:

С. 82. задание внеклассного чтения. Прочитать былины о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Подумать, чем похожи эти богатыри на Илью Муромца и чем отличаются от него. Кто из богатырей понравился и почему.


Николай Николаевич Асеев — русский советский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. Мать поэта Елена Николаевна, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.

Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факультетах Московского и Харьковского университетов. Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете.

В 1922 году приехал в Москву. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.

В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.

Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Присоединяйтесь к Асеевке!