Алфимова С. В. Наш земляк – Н. Асеев и его стихотворение «Тех-Тешка» : внеурочное занятие : методическая разработка / С. В. Алфимова. – Текст электронный // Социальная сеть работников образования nsportal.ru : электронное периодическое издание : [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/05/10/vneurochnoe-zanyatie-nash-zemlyak-n-aseev-i-ego (дата обращения: 25.01.2020).

Внеурочное занятие «Наш земляк – Н. Асеев и его стихотворение «Тех-Тешка»

Форма внеурочного занятия: интегрированное занятие - заочная экскурсия и творческая мастерская

Класс: 2 класс

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н .Асеева, прививать интерес к его произведениям, формировать чувства патриотизма и гордости за родной край и своих земляков, продолжать работу над выразительным чтением поэтических произведений, познакомить с понятиями «иллюстрация», «композиция», учить передавать настроение при помощи рисунка.

Оборудование: хрестоматия «Соловушка», презентация «Наш земляк – Н. Асеев», выставка книг Н. Асеева, текст стихотворения «Тех-Тешка» (раздаточный материал у каждого ученика), альбомы, краски, карандаши.

Ход занятия:

1. Подготовительный этап

- Ребята, сегодня мы отправляемся в виртуальную экскурсию по нашему городу (пояснить значение слова «виртуальный»). В каждом городе много улиц и очень часто улицы называют в честь известных людей, которые чем-то прославили свою страну, свой город. Давайте вспомним улицы нашего города.

- Сейчас прозвучала фамилия Асеев. Кто это такой? Почему улица названа его именем?

- Николай Николаевич Асеев (1889-1963) родился в городе Льгове, Курской губернии, в семье страхового агента. Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни. Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.

(рассказ сочетается с просмотром презентации)

2. Основной этап

1 часть – знакомство со стихотворением

- Сегодня мы познакомимся с очень интересной книгой. Это хрестоматия для детей «Соловушка». Названа она так не случайно, ведь именно соловей является символом Курского края. И собраны в этой хрестоматии произведения курских авторов, среди которых 2 наших земляка Н. Асеев и А. Гайдар.

- Послушайте стихотворение Н. Асеева «Город Курск».

- Из каких слов понятно, что автор гордится городом Курском?

- О каких характерных чертах Курской земли пишет автор? (железная руда, сады, пашни)

- С чем сравнил автор густые сады? Как вы думаете , почему?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным стихотворением Н. Асеева, которое называется «Тех-Тешка» (чтение учителем стихотворения)

- Кто такой Тешка?

(выборочное чтение, вопросы по содержанию)

- Как выглядел котенок? Какой у него был характер?

- Какие проказы он совершал?

- В каких строчках выражено отношение автора к котенку?

- Как по-разному назван котенок?

(работа над выразительностью чтения)

- У кого из вас есть котенок или взрослый кот (кошка)? Какие забавные истории с ними вы помните? Какие чувства вызывают у вас ваши питомцы?

- Вы узнали в Тешке своего любимца?

- А всё дело в том, что стихотворению, которое вам так понравилось в 2017 году исполняется 90 лет. Но и сегодня, и через много лет мы будем любить наших пушистых четвероногих друзей и узнавать их в этом замечательном стихотворении.

2 часть - творческая мастерская

- Ребята, поднимите руки, кто любит читать книги? А какие книги вам интересней с картинками или без?

- Картинки в книгах нарисованы не просто так, они помогают понять и представить содержание текста. Называются они иллюстрации

Иллюстрация — это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.

- Сегодня мы будем учиться делать иллюстрацию к стихотворению «Тех–Тешка», а когда закончим работу, то у нас получится книжка-раскладушка из ваших иллюстраций.

(ученики получают каждый свой отрывок стихотворения, беседа о том, что они собираются нарисовать)

- Ребята, молодцы, вы хорошо поняли, что такое иллюстрация, но, прежде, чем мы приступим, нам нужно познакомиться с ещё одним важным для художника словом – композиция.

Композиция – это распределение предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

(Ученики рассматривают несколько иллюстраций и анализируют их вместе с учителем)

(Работа над рисунками, составление книжки-раскладушки)

3. Рефлексия

- С творчеством какого поэта мы познакомились?

- Что о нем узнали?

- Что узнали о стихотворении «Тех-Тешка»?

- Что такое иллюстрация? Композиция?

Будникова Ольга Николаевна – учитель начальных классов,
Алфимова Светлана Васильевна – учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Льгова» Курской области
budnikova-olga@mail.ru, s-alfimova@mail.ru


Присоединяйтесь к Асеевке!